Ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Александрович Щенников оценил последствия отмены государственной аккредитации дипломов МВА.
Каких либо негативных последствий этого решения в долгосрочной перспективе я не вижу. Отмена государственной аккредитации должна стать стимулом для развития рынка бизнес-образования в целом. Я полностью поддерживаю государственную политику, заключающуюся в отказе от аккредитации программ дополнительного профессионального образования, в том числе программы МВА.
Когда связка «государственное учебное заведение — государственный диплом МВА» будет разорвана, работодатели и потенциальные слушатели начнут внимательней оценивать содержательную часть программ. Это важный шаг на пути к становлению более совершенной рыночной конкуренции, когда потребителей интересует качество услуги, а не статус документа, свидетельствующего, что услуга получена. Вузы, не обладающие способностями для подготовки высших управленческих кадров, уйдут с рынка и сконцентрируют свои усилия на магистерских программах. Ничего страшного в этом нет, наоборот, средний уровень программ МВА повысится, а спрос на бизнес-обучение начнет расти.
Можно назвать еще один положительный момент — произойдет более четкая сегментация программ последипломного обучения. Уже сейчас есть примеры, когда вузы за одну и ту же программу предлагают два диплома: МВА и магистра. Это нонсенс. Программы МВА и магистерские программы различаются по целям, методам и средствам обучения, а также по составу обучающихся.
Угроза же таится в попытке сохранения государственной аккредитации программ МВА через их «унификацию» с академическими программами. Мало кто задумывается о последствиях подобных шагов. Обозначу лишь одно. Если МВА придать статус магистратуры, претендовать на лицензирование и последующую государственную аккредитацию МВА смогут только факультеты государственных вузов, которые имеют бакалавриат. К ним сможет примкнуть ограниченное число негосударственных образовательных учреждений, т.к. получение лицензии на магистратуру для негосударственных вузов затруднено. Остальным бизнес-школам и корпоративным университетам, не занимающимся традиционным бакалавриатом, доступ к такому «госдиплому» МВА будет закрыт.
Приравнивание МВА к типовым программам высшего образования приведет к тому, что эти программы смогут претендовать на государственное финансирование. Казалось бы, позитивный момент, однако мы знаем, что реальный доступ к государственным средствам имеет ограниченное число учебных заведений. Монополизм будет еще больше определять структуру рынка, его динамику. Процесс совершенствования программ без равноправной конкуренции будет тормозиться. Подобное мы уже много лет наблюдаем на примере Федеральной программы «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». В этой программе изначально предполагалось, что потребители сами будут выбирать место обучения из списка образовательных заведений, прошедших отбор. Это и есть тот самый принцип «деньги за студентом». В теории идея казалась привлекательной. На практике же получилось следующее: когда выяснилось, что абитуриенты предпочитают практикоориентированные программы, предлагаемые ЛИНКом и его региональными партнерами, включились так называемые «административные рычаги». Началось давление на потребителей и работодателей на этапе набора, подкрепленное попытками дискредитации конкурентов. А в последние годы и вовсе появилась практика формирования целевых заказов на обучение в обход конкурсных процедур.
Возвращаясь к рынку МВА, следует напомнить об угрозе сохранения некоего подобия государственных стандартов для выпускников МВА. Почему такой вариант ограничивает развитие бизнес-обучения? Во-первых, вследствие объективной потребности разнообразия МВА, которые не формализуются в рамках идеологии госстандартов. Во-вторых, абсурдно выпускников МВА приравнивать к особым категориям государственных служащих (пожарным, полицейским и т.п.), для которых госстандарты логичны. Я надеюсь, что возврат к такому сценарию не станет возможным.
Рынок МВА и сегодня испытывает сильное давление внешних факторов. Они вызваны несистемностью подхода к управлению изменениями в образовании. Поясню. После принятия закона об отмене государственной аккредитации не было принято никаких решений о запрете на выдачу государственных документов по итогам аккредитаций, полученных до принятия этого закона. Вузы, которые в 2011 и 2012 годах прошли аккредитацию и лишились права выдачи государственного диплома МВА, оказались в неравных условиях с теми, кто прошел аккредитацию раньше продолжает выдачу государственных дипломов. ФАС и суд уже дали оценку этой ситуации, министерство образования бездействует.
Да, вопрос об отмене госдиплома для программ МВА в принципе решен. Но непонятно, кто заменит государство в вопросах регулирования рынка бизнес-образования. Сейчас, как и во многих других отраслях, чиновники и руководители государственных вузов консолидируются, а их активность направлена на то, чтобы «заменить» государство, нарушив, таким образом, равноправные условия конкуренции. Формирование регуляторов рынка, позволяющих обеспечить развитие равноправной конкуренции и реально инновационного преобразования как программ МВА, так и всего рынка — на сегодня задача (и это не громкие слова) политической важности. Существуют попытки создания организаций, неких аналогов РОСОБРНАДЗОРа, претендующих на проведение аккредитаций программ МВА. И здесь ставка делается на административный ресурс. При этом вопрос, что же кардинально изменит качество отечественных программ, вторичен. Те же механизмы, те же люди, те же результаты…
Я вижу в этом еще одну угрозу. Государственные вузы будут стараться влиять на распределение возможностей с точки зрения конкуренции. При РОСОБРНАДЗОРе все организации отрасли в процессах лицензирования и аккредитации были относительно равноправны, не было равноправия лишь в части финансирования. А теперь фактически может сложиться ситуация, когда одни игроки будут диктовать свои правила и сдерживать развитие рынка. Более того, субъекты, которые ранее не влияли на качество бизнес-образования, теперь (когда появилась возможность регулировать рынок, а значит зарабатывать деньги) вдруг стали претендовать на лидерство и пытаются создать регулирующие организации.
Я как-то попал на заседание одной известной организации, претендующей на представление интересов работодателей. Как раз обсуждалась тема «как бы нам создать некий аналог АМВА?» Я задал лишь один вопрос: «А сколько среди присутствующих имеют диплом МВА, подтвержденный авторитетной международной организацией и полученный в авторитетной западной бизнес-школе?» Больше меня не приглашали.
Если власть денег, за которыми у нас в России далеко не всегда стоит истинная образованность и профессионализм, будет доминирующей, да еще подкрепленной «административным ресурсом», ничего, кроме «образовательной попсы» не выйдет. Надо формировать спрос на подлинное.
Единственная рыночная альтернатива на сегодня — создание саморегулируемых организаций, когда субъекты рынка сами определяют стандарты, устанавливают взаимоотношения с потребителем и государством. Никто из конкурентов не должен претендовать на монопольное право управления рынком и диктовать правила игры для остальных. Создание любого аналога РОСОБРНАДЗОРА ничего нового не привнесет с точки зрения качества. «Приватизация» права выдавать разрешительные документы (да еще и на коммерческих основаниях) неизбежно приведет к стагнации. Субъектами подобных инициатив, желающих регулировать рынок, станут как раз те организации, которые и нарушают рыночный баланс.
Это будет страшный удар по отечественному бизнес-образованию. Но его можно избежать, если, во-первых, государство поймет, что изменениями надо управлять и вмешается. А, во-вторых, если наиболее прогрессивная часть образовательного сообщества сорганизуется и противопоставит зарождающемуся негативному тренду совместную коллективную деятельность. Будущее бизнес-образования и программ МВА находится пока еще в наших руках.
По статистике ЛИНК с 2007 года:
40 % выпускников программ профессиональной переподготовки ЛИНК («Профессиональный Сертификат», «Профессиональный Диплом») изъявили желание получить российских диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.
Только 1,7% выпускников программы МВА Открытого университета Великобритании, реализуемой в России совместно с МИМ ЛИНК, изъявили желание получить дополнительно и российский диплом государственного образца о получении степени МВА.
Щенников С. А., ректор МИМ ЛИНК
Источник: http://www.mba.su/articles/ugrozy_i_vozmozhmocti_biznes_obrazovaniya/